18:45
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97

Детское кино: работа над будущим!

Великий советский педагог Антон Макаренко сказал однажды: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, слезы, наша вина перед другими людьми».

Но воспитывают человека, как известно, не только мать, отец и школа, не последнюю роль играет окружающее его общество. Еще со второй половины ХХ века дети стали получать впечатления, читай знания, воспитание через кино и телевидение, однако в последние десятилетия отечественное кино для детворы совсем ушло с горизонта. В чем причина?  

87 против одного

В Кыргызстане только за 9 месяцев 2015 года снято 87 фильмов разного жанра. И среди них только один фильм был снят как детский. Он не имел широкой рекламы, прокатного успеха, а лишь довольствовался небольшим числом просмотров в Интернете.

Если дерево поливать бензином…      

«Если даже дерево поливать бензином, то оно постоянно будет требовать бензина» - вот такую неожиданную сентенцию в ответ на наш вопрос высказал известный кинорежиссер Нурлан Абдыкадыров.

По его словам, развитием детского кино должно озаботиться правительство, потому как частные киностудии этим заниматься не станут. «Люди, снимающие фильмы в коммерческих целях, не будут создавать картины для детей, потому что ленты не дают прибыли. Значит, этим должно заниматься государство, мы не замечаем, но детское кино нужно обществу как воздух», - сказал режиссер.

Он отметил, что на совещаниях в Минкультуры не раз поднимал вопрос о создании фильмов для этой категории зрителей. «Я всегда говорю, что культура начинается с детского, молодежного театров, ведь к какой пище приучишь ребенка, такой он и будет питаться», - сказал Нурлан Абдыкадыров.

Если детей с малых лет воспитывать на произведениях Пушкина, Омара Хайяма и других классиков, то у них сформируется потребность в культуре, считает он.

«Сейчас дети растут с компьютером, и во взрослой жизни они будут общаться на его языке», - убежден режиссер.

Главной причиной того, что в стране нет детского кино, он называет отсутствие государственной программы и финансирования, будь иначе - сценаристы и режиссеры, уверен он, нашлись бы.

Государство, ау!

Похожего мнения придерживается и его коллега, режиссер Темир Бирназаров.

«В союзное время специально выделялись средства на детское кино, обсуждали и принимали сценарии, это была государственная идеология», - пояснил причину развитой детской киноиндустрии в СССР известный режиссер.

«В КР государством в год выделяются средства на создание одного полнометражного фильма и 3-4 документальных, и нужно включать в этот список хотя бы один детский», - сказал он.

О том, что детские фильмы коммерчески нерентабельны, не оправдывают затрат, на примере рассказал заместитель министра культуры, информации и туризма КР Фархат Бекманбетов.

«Сняли фильм «Балакай», но в прокате он не оправдал расходы, после чего пришли к выводу, что такие произведения должно финансировать государство», - сказал заместитель министра.

В целом же, по его словам, есть закон о кинематографии, постановление Жогорку Кенеша о кино. Однако в этих документах лишь намерения, сухие слова о том, что наряду со всеми нужно снимать и кино для детей.

На вопрос, есть ли конкретная государственная программа по развитию детских фильмов, заместитель министра ответил, что не видел такого документа. Но он заверил, что в будущем планируют объявлять конкурс на создание детского кино.

                      

Детское кино есть!

О состоянии и перспективах детского кино рассказала известный киновед Гульбара Толомушева.

Она согласилась, что детское кино не окупает себя, мало того, добавила, что производить его в два раза дороже, чем фильмы для взрослой аудитории.

«У взрослых актеров 8-часовой рабочий день, у детей должен быть 4-часовой, что уже автоматически удорожает бюджет съемок в два раза», - говорит киновед.

Производить картины для маленькой аудитории - дело совсем не простое, считает она. «Это специализированное производство, нужно хорошо знать психологию ребенка, раньше во ВГИКе было целое направление, и даже в свое время «Кыргызтелефильму» была поставлена задача создавать фильмы для детей», - рассказала Гульбара Толомушева.

Как отмечает эксперт, картины для маленькой аудитории нужно делать на высочайшем уровне или не браться за них вообще.

Тем не менее, считает она, детское кино в стране создается. И причем каждый год.

1 сентября – в кино!

«Фильм «Сутак» адресован и детской аудитории, важно, чтобы каждый кыргызстанец посмотрел эту картину, потому что там заложены очень мудрые вещи - и воспитание, и прекрасное общение дедушки и внучки, эта картина универсальна», - говорит киновед.

По ее словам, она даже рекомендовала министру образования ежегодно 1 сентября показывать эту картину в школах.

«Уже есть учителя-энтузиасты, которые организуют просмотр школьниками кыргызских фильмов, например «Кожожаш», - говорит эксперт.

Как рассказала Гульбара Толомушева, детское кино в стране есть, просто не выделено в отдельную секцию.

«Каждый год в студенческих работах немало фильмов для детей, есть даже документальные, ведь молодым режиссерам легче снимать кино для маленьких, потому что у них еще свежи в памяти детские воспоминания, им легче создавать такой жанр, нежели любовную драму для сорокалетних. И поэтому такие картины будут», - заключила известный киновед.

Вначале было слово…   

Прежде чем снимать кино для детей, нужно, чтобы развивалась детская литература. Такого мнения придерживается писатель Виктор Кадыров.

«Хорошее кино должно базироваться на хорошем литературном источнике, особенно проверенном временем», - говорит он. 

Впрочем, по словам прозаика, новое поколение вырастет и без отечественной литературы, и без кино, но только уже впитавшим чужие ценности.

«Если мы хотим воспитывать наших детей в нужном русле, формировать свою нацию, то должны иметь свои фильмы и книги», - говорит писатель.

Он считает, что детская литература и кино укрепляют в молодом поколении ту или иную систему ценностей.

«Взять, к примеру, взаимоотношения взрослых и детей. У нас воспитывают почитание старших. На Западе такого нет. Там ребенок в автобусе не уступит место старшему, и не потому, что он такой плохой, просто его так воспитали», - говорит Виктор Кадыров.  

И еще в чем твердо убежден писатель: не нужно надеяться на государство, что оно будет создавать фильмы для детей. «Это не государственное дело. Даже в США правительство не выделяет деньги на кино для детей. Есть просто меценаты. Нужно создать общенациональное движение, чаще говорить об этом, чтобы люди, имеющие деньги, вкладывали их в будущее», - заключил литератор. 

Бизнес