17:39
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97

Интернет-ресурсы: новые горизонты

Трудно найти в нашей стране человека, который не пользуется благами цивилизации и, в частности, одним из ее ярких проявлений – новинками в сфере информационно-коммуникационных технологий. Но не все понимают, куда движется рынок, что ожидает нас в будущем, какие девайсы и программы будут нашими спутниками жизни. Однако понятно, что конъюнктура рынка и сервисы не стоят на месте. Грядут большие изменения, а значит, будут новые чемпионы и проигравшие, изменятся и правила игры.

Немного статистики. Согласно отчету ГАС КР, в 2013 году весь рынок связи оценивался в 25 миллиардов сомов. За 2014 год, к сожалению, пока данных нет. Рынок мобильной связи составил 17,7 миллиарда сомов с общей абонентской базой в 6,7 миллиона. Население КР составляет примерно 5,5 миллиона человек, проникновение в целом - более 122 процентов. Достаточно много абонентов имеют по две сим-карты. Рынок фиксированной связи падает и составляет примерно 6 процентов. Ежегодный валовой рост по всей отрасли - около 20 процентов.

Так, «Билайн» недавно опубликовал свежие данные, что позволит немного проанализировать тренд нынешнего года. Сотовый оператор только за 3-й квартал заработал 2,6 миллиарда сомов. При грубом подсчете, умножив эту цифру на 4 квартала, получим более 10 миллиардов сомов выручки. Не найти данных на сайтах «Мегакома» и «О!» (жаль, что эти операторы не следуют примеру «Билайна» в открытости финансовой отчетности), но вместе с ними выручка предположительно будет выше показателей 2013 года более чем на 30 процентов.

Есть и интересные показатели выручки по передаче данных. На этой услуге за отчетный квартал «Билайн» заработал на 50 процентов больше, это составило 266 миллионов сомов. Следовательно, за год можно выйти с суммой более 1 миллиарда сомов, и это только по доступу в Интернет. Осмелюсь предположить, что примерно такие же цифры у «Мегакома», у «О!» цифры поменьше. К сожалению, данных по выручке от СМС нет, но падение доходов от этой услуги налицо.

Что касается доходов опять-таки «Билайна» от услуг голосовой связи, то за отчетный квартал они упали на 64 миллиона сомов. Для такого гиганта, как «Билайн», сумма небольшая, но тренд отрицательный, и это уже плохо. Подобная ситуация и у других сотовых операторов: по этому показателю они дошли до потолка, и показатель будет падать. Сразу оговорюсь, что падение доходов от «голоса» и СМС - это международная тенденция.

Глобальные цифры свидетельствуют, что потери у мировых операторов по голосовой связи в среднем составляют от 6 до 10 процентов, по СМС - до 20 процентов, но зато есть рост дохода по передаче данных более чем на 25 процентов, но это больше капкан, чем успех. По данным агентства IDC, структура доходов у сотовиков за 2013 год в Европе следующая: 57 процентов дает «голос», 16 процентов - СМС и 27 - Интернет.

Прогноз на следующие пять лет выглядит так: 33 процента - «голос», 10 - СМС, 57 – Интернет.

Валовая выручка всех операторов в Европе упадет на 9 процентов - со 149 миллиардов евро до 137. Количество смартфонов, по данным агентства Morgan Stanley Research, выросло на 30 процентов. За 2013 год цена на них упала в среднем с $430 долларов до $300. Продажи ноутбуков и настольных компьютеров застыли на одном месте, а продажи планшетов выросли на 52 процента. За 2013 год объем мобильного интернет-трафика вырос на треть. И, судя по показателям, трафик будет неуклонно расти. Увеличивается и число пользователей так называемых ОТТ-игроков (Over The Top): к примеру, у Facebook их 1,35 миллиарда, у Whatsapp – 600 миллионов, у Viber – 280 миллионов, а у Skype 80 миллионов одновременных сессий в день. Динамика роста пользователей положительная: больше Интернета, больше смартфонов, больше сервисов от ОТТ.

Капитализация группы «Вымпелком» на данный момент составляет около $10 миллиардов при 255 миллионах абонентов.

Facebook оценил WhatsApp в $17 миллиардов с 600 миллионами виртуальных пользователей. Капитализация самого Facebook на сегодня составляет $205 миллиардов в день. В ближайшие несколько лет они хотят увеличить число пользователей еще на один миллиард путем запускания дронов в Африку и некоторые страны Азии, где сеть не развита. Эти дроны будут летать над населенным пунктом и раздавать Интернет через стандарт Wi-Fi. Эта социальная сеть поставила задачу доминировать и все замкнуть на себе: общение, бизнес, развлечения…

Почему так? Объяснение происходящего начну с примера, услышанного от зарубежных коллег. Представьте, что вы - владелец ресторана. Как вы отнесетесь к ситуации, если к вам приходит посетитель со своей едой, ест ее в вашем заведении и, ничего не покупая, оставляет после себя грязную посуду? Или еще: к вам приходят посетители и продают друг другу еду, при этом вам они ничего не платят и также, уходя, оставляют грязную посуду. Этот пример ярко показывает, что происходит с мобильными операторами: мобильные приложения пожирают у них голосовой и СМС трафик. При этом все расходы на поддержание сети несут операторы, проще говоря, «они моют за вами посуду».

И каков же прогноз? Как видите, в 2010 году у глобальных игроков выручка начала падать. Считаю, что наш рынок, возможно с опозданием на 5-6 лет, но тоже начнет реагировать, то есть падение начнется с 2015 года. Предпосылки перехода большего числа абонентов на сервисы ОТТ, WhatsApp, Viber, Skype есть. В результате конкуренции скоро все операторы дадут высокоскоростной Интернет, что приведет, как говорилось ранее, к падению выручки от СМС и «голоса».

Но мы должны понимать, что вложения в инфраструктуру компаний будут увеличиваться, так как для удержания абонентов сотовики будут еще расширять сеть и увеличивать скорости (как говорилось ранее, попадают в капкан). Таким образом, при стабильной выручке и росте расходов будут падать и показатели EBITDA - прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации.

Если помните, на пике роста сотовых операторов резко упал бизнес «Кыргызтелекома», хотя расходы на содержание сети растут. Не секрет, что расходы на одного фиксированного абонента выше, чем такие же расходы на мобильного пользователя. Таким образом, компании, предоставляющие ОТТ-сервисы, скоро сделают то же самое, что когда-то сотовые операторы сделали с «Кыргызтелекомом».

Что касается самого «Кыргызтелекома», то в планах развивать сеть на оптоволокне и увеличить число пользователей широкополосного доступа. Также в планах войти на рынок мобильного Интернета, используя стандарты LTE, и тем самым увеличить возможности для ОТТ.

Бизнес