15:22
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96

Алмаз Истамбаев: Самородкам трудно в любые времена

История успеха известного отечественного солиста оперы Алмаза Истамбаева (тенор) началась с участия в заводской самодеятельности. Именно оно помогло попасть будущему артисту на песенный конкурс молодых исполнителей. Состязание для него прошло успешно, и молодой человек принял решение получить музыкальное образование в Кыргызской национальной консерватории. В настоящее время он исполняет ведущие вокальные партии в спектаклях мировой, европейской и национальной классики. На днях в Бишкеке с успехом прошли концерты, в которых вместе с ним выступили солисты Мариинского театра Екатерина Шиманович, Метрополитен-опера, Ла Скала, Гранд-Опера, Ковент-Гардена Денис Седов и отечественной сцены. После выступления Алмаз Истамбаев ответил на вопросы ИА «24.kg».

- Когда вы поняли, что вам дорога в оперу?

- Если честно, я не любил оперу. Любовь к ней мне привила моя первая учительница Анара Жусупбековна Таджибаева с кафедры сольного пения в музучилище имени М.Куренкеева. Уже через три месяца занятий она сказала, что я не эстрадный, а оперный певец. Именно из ее класса выходят талантливые оперные певцы. В их числе самая талантливая – это моя коллега Эльнура Самарбекова, лауреат международных конкурсов, солистка оперы.

- Помните свои ощущения на первом оперном выступлении?

- Мое первое, так сказать, боевое крещение состоялось на опере «Чио-Чио-сан». На сцене я пел вместе со своим учителем по консерватории - народным артистом СССР Токтоналы Сейталиевым и народной артисткой СССР Кайыргуль Сартбаевой. Именно их благословение помогает мне в профессиональной карьере. Волнение было, но преобладало чувство огромной ответственности.

- Соответствует ли ваш характер тем персонажам, которых вы исполняете? Не бывает внутреннего конфликта при работе над ролью?

- Мой характер несколько грубее, чем характеры моих оперных персонажей. В основном у меня игровые партии, а некоторые довольно-таки смешные. Конфликт случается, но не всегда. Обычно спорю с режиссером, что сделать получше или какое движение тела должно быть при определенной фразе или монологе.

- Как, в вашем понимании, связаны опера и литература? Стоит ли зрителю перечитывать пьесы Шиллера, прежде чем идти в театр?

- Опера пишется на либретто какого-нибудь автора. Поэтому они взаимосвязаны. Естественно, опера - это сложный механизм в смысле восприятия, и, не зная содержания либретто, невозможно понять смысл всей драмы, изложенной в спектакле. Некоторые либретто пишутся специально по заказу композитора, а некоторые - на произведения известных авторов. Поэтому смысл происходящего быстрее усваивается, если знать содержание оперы.

- Как, по-вашему, со временем меняются оперные голоса? Вы можете сравнить голоса Карузо и Шаляпина с голосами сегодняшних солистов?

- Голос, как и любой предмет, со временем изнашивается. Но при правильном владении им можно избежать преждевременного износа тембра. Современные солисты очень мобильные, они готовы ко всем перепадам современного ритма жизни и нервотрепке. А вот раньше, например, в СССР, оперному певцу уделялось особое внимание, талантам тем более. Современного артиста кормят скорее ноги, а только потом голос. Наши певцы работают в нескольких местах, чтобы прокормить семью. Карузо и Шаляпин – гении своего времени. Современные певцы шагнули далеко вперед. Методика вокала, как и развитие современной техники, идет в ногу со временем: появилось новое направление в исполнительском искусстве - поп-опера. Ее яркими представителями являются Андреа Бочелли и Алессандро Сафина. Себя я тоже отношу к этому направлению.

- Заводская самодеятельность помогла вам когда-то круто переменить жизнь. Могут ли сейчас в Кыргызстане творческие конкурсы помочь самородкам выбрать путь на сцену?

- Самородкам трудно в любые времена. Конкурсы не всегда обеспечивают творческий взлет и успешную карьеру. Участие в них - дело добровольное, но лучше надеяться на свои силы, чем на кого-то из жюри, кто мог бы помочь продвинуться. Но если у артиста есть харизма, то это большой плюс в его карьере. А выбор пути, конечно же, - дело самого исполнителя. Очень многие успешные музыканты сейчас трудятся в других сферах и прекрасно себя реализуют.

- Вы решили ежегодно приглашать в Кыргызстан ведущих солистов российских и мировых театров выступить на концерте «Алмаз и его друзья». Первый уже состоялся. Расскажите об этом проекте. Что он даст соотечественникам?

- Проект в первую очередь создан для продвижения и развития нашей национальной музыки - оперной и классической, фольклорной и эстрадной. На первом концерте, состоявшемся на днях, звезды исполнили арии из знаменитых опер «Князь Игорь», «Мефистофель», «Алеко», «Аида».

Прошедший концерт – это моя совместная с друзьями (Екатериной Шиманович, Денисом Седовым, солистами Кыргызского театра оперы и балета) лепта в Год истории и культуры, которым объявлен 2016-й в Кыргызстане.

- Какие партии пока не спеты?

- Раньше хотел исполнить партию принца Тамино из оперы «Волшебная флейта» Моцарта. Но сейчас мне близка организационная деятельность. Хочу полностью переключиться на проведение концертов, как это делают многие оперные певцы. 

Бизнес
29 апреля, понедельник