17:32
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96

Миссия – сменить рацион

Человек есть то, что он ест. А что едите вы?

В Кыргызстане чиновники в очередной раз озаботились продовольственной безопасностью и качеством питания населения. Накануне в правительстве презентовали программу, рассчитанную на 2015-2017 годы. И не важно, что до конца 2015-го осталось три месяца: меньше придется отчитываться. Документ призван стать дорожной картой для реализации прав населения, особенно детей, на полноценное питание, здоровье и развитие.

Не ДЕФИЦИТные продукты

Базовыми в республике определены девять продуктов питания: хлебопродукты в пересчете на зерно, картофель, овощи и фрукты, плоды и ягоды, мясо, молоко сырое, сахар, яйца и масло растительное. Проблемы начинаются с того, что страна не может сама себя обеспечить основными видами продовольствия. Из девяти продуктов только по трем мы себя обеспечиваем полностью: картофелю (151,7 процента), молоку (112,6 процента), овощам и фруктам (143,5 процентов). «Это только на первый взгляд кажется, что в стране производится очень много мяса, к сожалению, это не так», - заметил премьер-министр Темир Сариев.

При этом чиновник справедливо заметил, что в республике нет дефицита продуктов, есть дефицит денег. «У людей очень ограниченные финансовые возможности на приобретение необходимого. Население тратит на питание около 63 процентов доходов, когда в развитых странах этот показатель намного ниже – до 10 процентов», - сказал он. Не забыл Темир Сариев и похвалиться: «Мы сумели победить крайнюю бедность и снижаем общую».

Кстати, по уточненным данным Нацстаткома за 2014 год, за чертой бедности в КР проживает 1 миллион 801 тысяча человек, за чертой крайней бедности – 1,2 процента населения, или 71 тысяча человек. Уровень бедности составляет 30,6 процента, что лишь на 6,4 процента меньше, чем в 2013-м.

Что сажать?

Согласно программе, доступ к продовольствию ограничен почти для 427 тысяч граждан. Это многодетные семьи, которые получают ежемесячные пособия по малообеспеченности, инвалиды, пенсионеры с минимальной пенсией. «Почти 90 процентов из них проживает в сельской местности. Там надо менять структуру посевов, структуру производства, внедрять новые технологии. Мы поставили задачу строить теплицы. В 2015-м появилось около 400 теплиц. На следующий год я ставлю задачу перед Минсельхозом – 500, минимум по 2 теплицы в каждом сельском округе. Доход увеличивается в десятки раз», - советовал премьер.

Предложение, разумеется, стоящее, если людей еще и научат работе с теплицами. Год назад мой сосед, врач по специальности, вложил приличную сумму денег в небольшую теплицу в Сокулукском районе Чуйской области. Мечтал немало выручить за продажу свежих помидоров и огурцов в зимний период. Мечты так и остались нереализованными: рассада замерзла, прибыль превратилась в убытки. Но мужчина не отчаивается, строит планы и на этот год, копит деньги.

Темир Сариев размышлял в своей речи: «Если крестьяне будут выращивать зерно, то доходность будет составлять максимум 150 тысяч сомов с гектара. Если технические культуры (помидоры, огурцы, капусту, перец болгарский), которые имеют большой спрос, - то доход увеличивается до 600 тысяч сомов с га, или примерно до $10 тысяч. Если фруктовые сады – то это уже миллион сомов, или $20 тысяч. Нам надо выбрать, что производить: ссылаясь на продовольственную безопасность, заставлять сеять зерно, или иметь хорошие доходы, запасы на складах и деньги на счетах. В программе мы должны об этом четко и ясно сказать. Если будем занимать площади более доходными видами, то это даст занятость, увеличение доходов населения, фермеров в частности, повышение экономического потенциала в целом страны и поступления в бюджет».

Крестьяне сами знают, что выгоднее выращивать. Но и это не всегда срабатывает. В один год цены взлетели на чеснок из-за малых объемов, все посмотрели на ставших в миг «миллионерами» соседей и дружно засеяли поля чесноком… И прогадали. В других районах в надежде большого заработка из года в год засевают наделы фасолью, забывая про культурооборот. Так и учимся на ошибках.

Фасоль в массы

Советуют кыргызстанцам менять и культуру потребления. «В сельской местности почти в каждом доме есть корова, а значит, и молоко, но молочные продукты потребляют мало. Или они его продают? То же самое овощи и фрукты. Отрадно, что появляется много рыбных хозяйств и потребляют больше рыбы», - отметил накануне Темир Сариев. 

Впрочем, данные Нацстаткома говорят об обратном. В среднем в год каждый кыргызстанец потребляет 2 килограмма рыбы и рыбопродуктов, что на 4,3 кг меньше, чем в 1990-м. И это при средней физиологической норме потребления на душу населения в 9 кг. «По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, потребление рыбы в год на душу населения должно составлять и вовсе не менее 20 килограммов. Для сравнения: в Китае этот показатель равен 60 килограммам, в Японии - 90 кг», - говорили не раз в Департаменте рыбного хозяйства. Известно, что регулярное употребление рыбы улучшает зрение и память.

Недостаточно кыргызстанцы потребляют в пищу… фруктов и ягод: всего 28 кг в год при норме в 123,7 кг. Казалось бы, уж фруктов в солнечном Кыргызстане хоть отбавляй. Цены на клубнику, черную смородину, богатую витамином С, и малину потребителей минувшим летом особо не вдохновляли. «Все уходит в соседний Казахстан», - не раз аргументировали перекупщики.

Не выполняется норма потребления и по яйцам (74,2 кг в год при норме в 182,5 кг), сахару (17,5 кг при норме 25,6) и почти вдвое по мясу (34,4 кг при норме 61,3 кг). При этом население республики традиционно больше употребляет хлебопродуктов (68,1 кг в год).

Менять культуру питания призывает и министр здравоохранения Талантбек Батыралиев. «В Кыргызстане очень доступна фасоль, при этом по качеству она – одна из лучших в мире, а по химическому составу богата витаминами, протеинами, белками, то есть почти такая же, как мясо, - рассказал он ИА «24.kg». - Но фасоль мы не употребляем, всем хочется бешбармак с мясом, которое есть не у всех. Кроме того, наш край обилен овощами, фруктами и сухофруктами, богатыми микроэлементами. Но овощи тоже мало употребляют в пищу. При этом поднимается вопрос заболеваний во время беременности из-за нехватки витаминов. А вследствии анемии у матерей – патологии у детей».

«Возьмите орех, - продолжил глава Минздрава. - Он входит в десятку самых полезных продуктов для сердечнососудистой системы. 95 (!) процентов мировых природных плантаций грецкого ореха находится в Кыргызстане. Но мы не только не полностью его собираем, но и хранить не умеем, а просто сдаем. Во время неправильного хранения меняется состав продукта, могут появиться новые элементы, вредные для нашего организма».

В программе как раз и ставится задача формировать у населения устойчивый спрос на здоровые продукты питания путем предоставления исчерпывающей информации о разнообразии рациона, важности микронутриентов и других важных моментах.

Не экономить на еде

«Неполноценное питание является одной из основных проблем общественного здравоохранения в Кыргызстане. Низкорослость, низкий вес при рождении, недостаток витаминов и минералов – основные препятствия, встающие перед страной в достижении Целей развития тысячелетия. Неполноценное питание ежегодно обходится республике в $32 миллиона в виде потерянной продуктивности, связанной с высоким уровнем смертности и снижением интеллектуального и физического развития», - подчеркивают в ЮНИСЕФ.

«Если бы дети в возрасте от 6 месяцев до двух лет получали микронутриентные пищевые добавки с содержанием железа, уровень анемии снизился бы на 20 процентов, а выгоды от продуктивности труда в будущем составили бы $1,2 миллиона. Белковое питание во время беременности может предотвратить 17 процентов случаев младенческой смертности, экономические потери могли бы уменьшиться почти на 800 тысяч ежегодно», - добавляют в организации. Кстати, одна из причин материнской смертности – анемия, которая тоже напрямую связана с недоеданием.

Программа по продбезопасности призвана обеспечить каждому гражданину «благоприятную среду для потребления разнообразного и достаточно калорийного рациона (2300-2900 килокалорий в сутки на душу населения) для снижения распространенности нарушений питания/недоедания и связанных с ними заболеваний среди населения КР».

Дело за малым – реализацией документа. А для этого потребуется ни много ни мало 2 миллиарда 289,8 миллиона сомов. Возможности страны пока оцениваются на уровне 1,26 миллиарда сомов. Не покрываемая финансированием часть составляет 1,23 миллиарда сомов, или почти 45 процентов. Где взять такие средства? Премьер-министр призвал подумать над этим представителей международных организаций.

Популярные новости
Бизнес