17:00
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

Как Департамент госзакупок помогает сохранить честь

Для рационального использования государственных средств в 1990-е годы правительство ввело тендерный метод закупок для госучреждений. Однако тогда новшество не дало ожидаемого эффекта. Тендеры сопровождались подкупами, сговором закупщиков и поставщиков, многочисленными нареканиями со стороны общественности о непрозрачности процедур, скандалами и разоблачениями. Изменить ситуацию правительство решило при помощи современных технологий, в частности, электронного портала государственных закупок. Более подробно узнать о работе ресурса мы решили у директора Департамента государственных закупок при Минфине КР Улана Даникеева.

- Улан Осконович, для чего внедрена система электронных закупок?

- Это веяние времени. Портал позволяет минимизировать влияние человеческого фактора.

- Кто оплачивает расходы?

- В декабре этого года заканчивается финансирование со стороны АБР, и чтобы портал продолжал работать, мы планируем сделать его платным. По нашим расчетам, сумма оплаты составит 3-4 тысячи сомов в год. 

- Когда ресурс начал работу?

- С июня 2014 года. И первые 2-3 месяца функционировал в тестовом режиме. В прошлом году было уже 89 учреждений, которые проводили закупки на портале. С 14 мая 2015-го, со вступлением в силу Закона «О госзакупках», бумажные тендеры отменены, все операции проводятся исключительно в электронной форме.

- Какие трудности испытывают закупающие организации и поставщики?

- Любое нововведение несет с собой проблемы. Прежде всего сделали анализ нареканий со стороны госорганов и поставщиков. Каждую из 40 жалоб рассматриваем отдельно, при надобности приглашая самого заявителя. Наиболее частые из них: плохая загрузка документов, трудности с формированием конкурсных документов, конкурсной заявки, медленная работа портала, потеря логина и пароля доступа в систему. Все вопросы технического характера. Скажем, сейчас устанавливаем так называемую сансистему (дополнительные мощности) сервера, чтобы усилить портал.

- В чем отличие электронных закупок от прежней формы?

- У поставщиков теперь нет необходимости приходить в закупающую организацию, выкупать тендерные документы. Этот риск уже исключен. Второе, если тендер проходит в Таласе или на Иссык-Куле, человек, который сидит в Оше, может спокойно участвовать в процессе, отслеживая портал, и затраты на транспорт исключены. На портале четко прописаны все требования. Мы развиваем конкуренцию. Например, конкурс проходит в Караколе. Если раньше в нем участвовали в основном местные компании, то теперь - все желающие.

- За 9 месяцев 2015 года поступило 258 жалоб и обращений. Какого они характера?

- Есть комиссия по рассмотрению жалоб и протестов. В случае если одна из сторон считает, что тот или иной конкурс проведен в нарушение закона, она может подать жалобу в комиссию. За 9 месяцев 2015 года поступило 258 жалоб, а в прошлом году - 180. Теперь участники, зная, что есть комиссия, обращаются к нам. Поступившие письма от комиссии обязательны для исполнения. Решение комиссии может быть оспорено только судом. А когда, скажем, есть очень грубое нарушение законодательства, мы, безусловно, направляем материалы в правоохранительные органы. Здесь нужно отметить, что жалоба должна поступать до подписания договора. Такова норма закона. Чтобы пересмотреть решение тендерной комиссии уже после подписания документа, нужно обращаться в суд. После поступления жалобы действие тендерной комиссии приостанавливается на 7 дней.

- Насколько прозрачны данные в электронном портале? Скажем, может ли гражданин увидеть всю необходимую информацию как до проведения тендеров, так и после?

- Безусловно, все тендерные документы открыты. Во-вторых, открыты все квалификационные требования той или иной закупки. На момент вскрытия любой может видеть, кто какую цену дал. Но это предварительно. После принятия решения выводится протокол закупки с указанием выигравших лиц. Указано, по какой причине они выиграли, а закупающая организация должна дать пояснения, по какой причине было отклонено предложение. Более того, можно подать жалобу и через электронный портал.

- Какие трудности испытывают отдаленные айыл окмоту при госзакупках, ведь у них наверняка даже нет интернета? Как вы им помогаете решать эти проблемы?

- Проблема большая. Я разделил бы ее на две части: первая - знания законов, его процедур; вторая - доступ к интернету. С точки зрения системы образования, мы сейчас проводим очень большую акцию по обучению. Провели семинары для 3 тысяч 549 человек, из которых 2 тысячи 162 - специалисты закупающих организаций и 1 тысяча 387 - поставщики. На сегодня два наших сотрудника обучают работников айыл окмоту в южных регионах, а в целом на местах есть 8 полевых сотрудников, которые обязаны обучать местные учреждения. В прошлом году обучили более 600 глав айыл окмоту. Одного специалиста приходится обучать по нескольку раз, так как восприятие материала у всех разное.

Планируем при поддержке Всемирного банка на бесплатной основе обучить еще 300 сотрудников госорганов.

Что касается доступа к интернету, то это серьезная проблема в техническом плане. Где-то он медленный, где-то быстрый. Отдаленным айыл окмоту предлагаем приезжать в район, где есть Сеть. Ставили вопрос перед айыл окмоту, райгосадминистрацией, перед полномочными представителями правительства в регионах о подключении к Всемирной паутине. Но некоторые власти на местах проводят тендеры по старинке, так как у них суммы в основном ниже порога (порог 500 тысяч сомов - прим. ИА 24.kg). Но работа идет. Если в прошлом году через электронный портал конкурс проводили 89 организаций, то в этом году уже 1,6 тысячи.

- Над какими проблемами сейчас работаете?

- Их можно разделить на несколько блоков. Первый - законодательство. Сегодня мы рассматриваем вопрос внесения изменений в закон о госзакупках. Подготовлены предложения о возвращении в бюджет сэкономленных средств, так как эти деньги - заслуга не госорганов, а закона. Сейчас консультируемся с Минфином по вопросу открытия новой статьи в республиканском бюджете под условным названием «экономия», где будут отражены данные о сэкономленных средствах. А это немалые суммы. Скажем, за 9 месяцев 2015 года госучреждениями сэкономлен почти 1 миллиард сомов.

Приходится принимать очень много подзаконных актов, касающихся вопросов квалификации, стандартизации.

Второй вопрос - технический. Очень важна разработка его с точки зрения статистики и анализа, где мы можем смотреть, насколько правильно идем или не идем в том или ином направлении. И третий вопрос, это образовательный, о котором рассказал выше.

- Каковы планы департамента по развитию системы государственных закупок?

- Заканчиваем работу по разработке Концепции развития госзакупок до 2020 года. Это наш главный стратегический документ, по которому мы планируем идти. В концепции мы отразили три вещи: куда мы идем, зачем идем и что мы получим после того, как выполним намеченные планы. Определены индексы по оценке работы, реформы госзакупок. Считаю, что реформа идет по той схеме, которую мы намечали. Закупающие организации увидели выгоду от электронного портала. Ведь некоторые страны шли очень долго. Например, Грузия шла к электронным закупкам три года, Армения - 5 лет, а мы - менее года. Мы получили письма от АБР и ВБ: они тоже заинтересованы делать закупки на электронном портале. У них свои процедуры, но площадкой будет наш портал. На сегодня в одном тендере участвуют 3 претендента, это число мы должны довести до 4,5-5.

- Разбираетесь ли вы с теми госорганами, которые отменили тендер? Почему отменили, из-за чего и так далее.

- По закону ответственность за проведение тендера ложится на саму тендерную комиссию. Это политика децентрализации. Ответственность должна быть на том, кто наделен деньгами. Безусловно, проводится много тендеров, которые потом подлежат отмене. Есть 31 статья закона, где говорится, по какой причине происходит отмена. Как правило, причинами служат отсутствие участников, цены выше планируемой суммы или закупка становится неактуальной. Департамент тоже имеет право отменить тендер, приостановить процедуру. Иногда мы сами выявляем нарушения путем проверок или по жалобам. Такое было неоднократно.

- Может ли ненадежный поставщик участвовать в других тендерах?

- Если поставщик попал в черный список, то участвовать в тендерах запрещено на срок от года до трех. Причиной попадания в список ненадежных может служить неисполнение договорных обязательств, предоставление ложной информации о себе. Путь реабилитации - только через суд.

- Какую ответственность несут госорганы, если допускают нарушение процедур тендеров?

- Департамент имеет право наложить штраф на руководителя закупающей организации в размере 5 тысяч сомов. Второе наше действие - если тендер прошел с нарушением, руководитель персонально несет ответственность и из собственного кармана платит штраф, равный сумме нарушений, допущенных во время проведения тендера. И третье - уже уголовное наказание.

На сегодня департаментом созданы все условия для честных и открытых тендеров. Мы всегда открыты для диалога, и если есть возражения, готовы выслушать. Не стоит следовать догме, все должно меняться.

Популярные новости
Бизнес
19 апреля, пятница