04:45
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96

Как решить проблему острой нехватки учебников в школах: мнение экспертов

Не один год чиновники в Кыргызстане думают над тем, как изменить ситуацию с обеспеченностью школ учебниками. Утверждали положения, объявляли конкурсы среди авторских коллективов, создавали отдельный центр, вводили арендную плату... Но жалоб родителей меньше все равно не становится.

Теперь изменился порядок тиражирования учебной литературы. Согласно новому Закону «О государственных закупках», печатать и поставлять учебники могут только типографии с государственной долей.

Проблема в том, что часть книг в Перечне рекомендованных к использованию в школах принадлежит частным издательствам. Печатать их без согласия никто не сможет.

Как пояснили 24.kg в Министерстве образования и науки, из нескольких рекомендованных книг учителя сами выбирают, по какой будут заниматься. Затем по заявкам школ ведомство определяет необходимый тираж и направляет заказ в ОАО «Учкун».

При этом государство будет печатать только те учебники, на которые Минобразования имеет имущественные права.

Не факт, что школам будут нужны именно эти книги. Не будут ли учебники потом просто пылиться на библиотечных полках, как это уже было ранее?

Журналист 24.kg поинтересовалась мнением специалистов о том, как решить проблему дефицита книг.

Генеральный директор издательства «Аркус» Иван Фадин:

из интернета
Фото из интернета. Иван Фадин

— Это комплексный вопрос. Во-первых, конечно, нужны финансовые средства. Их должно быть гораздо больше, чем выделяется. Во-вторых, нужно как можно больше издательств, которые будут предлагать свои учебники на рынке. Потому что сейчас вопрос стоит не только в том, что не хватает денег, но и тех, из кого выбирать.

— Все настолько плохо?

— Сложно. Реально работающих в Кыргызстане издательств не так много, буквально два-три. Понятно, что они все не могут закрыть имеющуюся потребность.

Физически в год издательство может выводить на рынок несколько десятков учебников, а реальная потребность — сотни.

Предметов много, и все они на четырех языках (кыргызский, русский, таджикский, узбекский. — Прим. 24.kg).

Думаю, даже решение этих двух проблем значительно бы улучшило ситуацию.

— А с авторами как обстоят дела?

— Каждое издательство ищет лучших. Мы привлекаем как местных авторов, так и из-за рубежа, которые пишут учебно-методические комплексы под национальные предметные стандарты. По авторам ситуация далеко не самая худшая, и есть из кого выбирать.

— Недавно чиновник обвинил родителей в том, что они создают ажиотаж на книги. Хотя Перечень рекомендованных к использованию учебников Минобразования публикует практически к началу учебы, а когда должны были бы?

— Для издателей, конечно, гораздо удобнее, если продукция будет закупаться как можно раньше. Например, весной или в начале лета, тем самым растянуть ажиотаж на несколько месяцев и допечатать нужную литературу.

Ведь никто точно не знает, какое количество книг будет продано, и морозить собственные деньги в складских остатках тоже никто не хочет. Поэтому и бывают перекосы, когда чего-то издано больше, а чего-то недостаточно.

Родителей тоже можно понять. Они не знают заранее, какие будут учебники по программе и хватит ли их на весь класс.

Часть родителей может, конечно, купить учебники за свой счет, но узнают они о них все равно 1 сентября. Поэтому чем быстрее будет выходить перечень, тем большей информацией будут обладать школы, родители и сами издательства.

— Как принятые поправки в закон о госзакупках изменили процесс тиражирования книг?

— Они отсекают возможность закупа книг на бюджетные средства у частных издательств. Отсутствие продаж означает сокращение инвестиций в разработку новых учебных изданий. Частные издательства финансируются только за счет продажи собственной учебной литературы.

На разработку одного учебника у нас уходит от двух до трех лет.

Это переговоры с авторами, подготовка контента, написание рукописи, редактура, иллюстрации, верстка, экспертизы, апробация и в конце дальнейшее тиражирование. Инвестиции достаточно серьезные — несколько миллионов сомов на каждое издание.

— Интерес работать дальше у вас остался?

— Теперь мы не можем рассчитывать на бюджетные средства, только на свободный рынок, родительские фонды. Конечно, это сократило наши доходы. В предыдущие годы мы достаточно много поставляли учебников в школы по районам. Соответственно, наши инвестиции в следующий продукт очень сильно сократились.

— В Минобразования говорят: тиражируем по заявкам школ, но только то, на что есть имущественные права. Если школы попросят ваши издания, вы свое согласие «Учкуну» дадите?

— Вероятнее всего, мы откажемся. Для издательства любая передача файлов третьей стороне несет с собой огромные риски утери информации и несанкционированной печати. Это касается не только типографии «Учкун», но и любой другой полиграфической компании.

Поэтому самый простой способ для всех участников системы образования — закупать готовые учебники напрямую в издательствах.

Иван Фадин 

Член тендерной комиссии Министерства образования и науки Анара Дауталиева:

из интернета
Фото из интернета. Анара Дауталиева

— Когда вышел указ президента, мы, родители, общественность, обрадовались, что наконец-то учебники будут издаваться в одном месте и в сроки, что каждый школьник будет достойно обеспечен книгами нового поколения и кто-то будет нести ответственность.

Но в течение года «Учкун» так и не стал издательским домом (центром), как обязывало рамочное соглашение между МОиН и «Учкуном», он как был типографией, техническим исполнителем, так и остался. Это главная ошибка.

В «Учкуне» нет профессиональных редакторов, корректоров, дизайнеров, художников-оформителей. А это должен быть центр интеллектуального труда.

В 2022 году Минобразования утвердило государственный образовательный стандарт, а в мае 2023-го — предметные стандарты, по которым должны писаться учебники.

«Учкуну» как исполнителю сделали первый заказ учебников по физике, химии и информатике на трех языках, а также пособий по этим предметам для учителей. Учебники были подготовлены в 2019-2020 годах. В таких случаях нужна издательская доработка. Но, как их перевели в 2021-м, так они и пошли в печать, лишь с исправлением орфографических ошибок. Если честно, даже не сравнили с предметными стандартами. А ведь цель была, чтобы «Учкун» печатал учебники нового поколения для всех ступеней обучения, в том числе и для качественной подготовки учеников к PISA.

— Как улучшить ситуацию?

— У Минобразования недостаточное количество имущественных и авторских прав (они владеют ими с 2016 года). Все права в основном у частных издателей. Просто так, добровольно они их не отдадут.

Поэтому в настоящее время нужно использовать «Учкун» как типографическую базу для печати учебников, прошедших все виды экспертизы и готовых для тиражирования, имущественные права которых принадлежат МОиН.

Необходимо также рекомендовать министерству приобретать учебники, отталкиваясь от заявок учителей школ, а не от возможностей «Учкуна», в том числе приобретать готовую продукцию у частных издательств. Это не будет противоречить указу главы государства и постановлению кабмина, поскольку речь в них идет об изготовлении учебных материалов, но не о приобретении.

Иначе монополизация отрасли предприятием «Учкун», не имеющим достаточного опыта и квалификации в издательской деятельности, приведет к откату назад, потере качественных учебных материалов, а самое главное, как следствие, к снижению качества образования.

Анара Дауталиева 

Директор республиканского научно-практического центра «Окуу китеби» Чинара Курбанова:

из интернета
Фото из интернета. Чинара Курбанова

— Дефицит учебников стал увеличиваться на протяжении последних лет по нескольким объективным причинам.

Начиная с 2004-го в школах стала расти численность учащихся, что связано с рождаемостью детей. Кроме того, повлияла и внутренняя миграция, в связи с чем увеличивается число учеников в городских школах республики.

Учебники в школьных фондах также требуют обновления по требованиям государственного образовательного стандарта. В 2021 году утверждены новые предметные стандарты для 1-4-х классов, а в 2023-м — для 5-11-х классов. По ним авторские коллективы разрабатывают новые учебники, методические пособия для учителя и рабочие тетради.

Однако этот процесс не такой быстрый. Сначала авторы разрабатывают их, затем приносят в МОиН, которое ставит на них шифры и передает в наш центр на экспертизу. Есть несколько видов экспертизы: научная, научно-педагогическая, антидискриминационная и гендерная. По каждому виду эксперты дают замечания и рекомендации авторским коллективам, те вносят правки в содержание. Доработанные комплексы авторы передают на повторную экспертизу и, если все замечания учтены, эксперты выносят итоговое положительное решение. Заключения передаются в Министерство образования с рекомендацией для проведения завершающего этапа — практико-педагогической экспертизы (аналитической апробации). Ее проводят опытные учителя-апробаторы.

В настоящее время министерство готовит к апробации ряд новых учебников для начальной и старшей школы.

Период экспертизы и доработки учебно-методических комплексов занимает около года. После этого УМК передается в Минобразования на получение грифа, а после его присвоения учебник включают в Перечень рекомендованных к использованию в школах.

— Сколько учебников прошло экспертизу за последний год?

— Со дня образования центра «Окуу китеби» — с июня 2021 года по настоящее время — более 100 УМК, в том числе для дошкольных образовательных организаций, начальной и средней школы. Пятьдесят из них готовятся к апробации. Остальные на стадии доработки.

В летнее время учителя были в отпусках, Минобразования сейчас ведет отбор экспертов-практиков для апробации. Выбирают опытных, лучших в своем деле, ведь на них возлагается большая ответственность.

— Были учебники, вообще не пригодные для обучения детей?

— Таких у нас не было. Авторы разрабатывают материалы по учебной программе в соответствии с предметными стандартами, размещенными на сайте Кыргызской академии образования. Обычно требуются только доработка и внесение правок.

По мере необходимости проводим обучение критериям экспертиз как экспертов и авторов, так и учителей-апробаторов.

В нашей республике УМК разрабатывают частные издательства и авторские коллективы. На тиражирование передаются те материалы, имущественные права на которые переданы министерству. Частные издательства тиражируют учебники сами или могут при желании заключать договор на печать с ОАО «Учкун».

— Когда решится вопрос обеспеченности учебниками?

— Думаю, что уже на следующий год ситуация начнет улучшаться, но не могу сказать, что дефицит совсем исчезнет.

Популярные новости
Бизнес