20:10
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96

Он будет долго гнать велосипед

- Поехали на велосипедах покатаемся? – предлагает парнишка товарищу.

- Не-е, я не самоубийца, с нашим-то движением на дорогах! - с опаской отвечает тот.

А вот другого любителя покататься на велосипеде – Владислава Петрова - трудности не пугают. Несмотря на то, что в гараже стоит резвый автомобиль, передвигаться по городу он предпочитает на своем двухколесном друге.

- Люблю, когда чувствуешь пульс в висках, когда ветер бьется порывами в лицо, когда не отравляешь город и все живое отвратительным угарным газом. Это все просто мое и необходимо. Это, кстати, и лучшая кардиотренировка, не будет проблем с сердечно-сосудистыми заболеваниями и лишнего жира. Одним словом, спорт – это жизнь! – аргументирует он.

- Однако езда на велосипеде в Бишкеке опасна. Проблемы – везде и повсюду, - уверен молодой человек. - Взять даже, к примеру, машины, которые подрезают сплошь и рядом. Более того, они даже не смотрят в боковое зеркало и открывают двери, особенно это касается слабого пола. За несчастные два месяца два раза был сбит выезжающими машинами с автозаправок, водители которых не думают, что у велосипеда тоже есть тормозной путь, и просто невозможно остановиться мгновенно. А один раз врезался в дверь, так мило открытую девушкой на красном авто. Не уважают велосипедистов у нас и маршруточники, и даже пешеходы. В одном случае водитель даже не вышел из машины, чтобы извиниться, а обращаться в ГАИ – только нервы себе портить. Автовладельцы словно не помнят, что сами когда-то были пешеходами.

…Чиновники всех рангов тоже любят показать себя спортивными. И время от времени участвуют в велопробегах. Ну а что, дороги для высокопоставленных лиц перекроют, безопасность обеспечат, так и прокатиться с ветерком можно. Особенно любит это столичный градоначальник Кубанычбек Кулматов. Он даже сделал велопарковку у здания мэрии. Правда, по словам рядовых сотрудников, никто из руководства на велосипедах на работу не приезжает. Разве что отдельные посетители.

Последний раз подобная акция прошла четвертого июля. Группа велосипедистов во главе с премьер-министром Темиром Сариевым проехала от столичного парка Победы имени Дайыра Асанова до Старой площади. Глава кабмина отметил, что они личным примером хотели привить спортивную культуру гражданам. «Я каждый день катаюсь на велосипеде по аллеям госрезиденции», - цитировали Сариева в СМИ. Уж там-то наверняка безопасно!

Построить велодорожку Кубанычбек Кулматов не раз обещал горожанам. К примеру, в сентябре 2014 года в мэрии сообщали о планах сделать отремонтированную улицу Токтогула образцово-показательной, где будут предусмотрены велодорожки и гостевые парковки.

- Во многих развитых странах мира, таких как Корея и Швеция, для удобства передвигающихся на велосипеде людей велодорожки совмещены с тротуаром. Данному примеру решили последовать и местные власти. Такое решение было принято для безопасности велолюбителей. По проекту, ширина тротуара по улице Токтогула позволяет разместить там велодорожку, - оптимистично планировали в муниципалитете.

Позже с мэра спрашивали о нереализованных обещаниях народные избранники. И что же мы видим сегодня? Разметку нанесли, но не на тротуарах, а прямо на проезжей части. Местами она уже затерлась и едва видна. Спроектированные велодорожки тут же заняли автовладельцы. Спрашиваю у одного из таксистов, почему он заехал за желтую линию.

- А что, нельзя? А где знаки, уведомляющие, что это предназначено только для велосипедистов? Иди-ка ты лучше со своими вопросами в «Белый дом» и не мешай простым людям кормить семью! – вдруг разошелся мужчина.

Дальше спорить не рискую и обращаюсь за комментариями к мэру города. По словам Кубанычбека Кулматова, доведут до ума велодорожки по улице Токтогула уже до конца июля.

- Нарисуем такой же краской велосипед, поставим соответствующие знаки, - сказал он. - Краска же местами не стерлась, а из-за того, что битум плавится, она просто почернела. В настоящее время идут подготовительные работы со стороны компании, которая строила дорогу.

- А бордюры будут ставиться ради безопасности велосипедистов? – уточняю.

- Нет, - категорично ответил мэр.

- Почему? Вы же знаете, какие наглые бывают водители.

- Будем отрабатывать эти моменты.

- То есть вы надеетесь на сознательность автовладельцев?

- Основная масса – сознательные и достаточно законопослушные граждане, которые уважают других участников дорожного движения. Возможно, есть какой-то процент, который чувствует себя на дорогах, как будто это их собственность, что хотят, то и делают.

- С другой стороны, автовладельцев тоже можно понять, куда ставить машины, если негде парковаться.

- Проедьте по Токтогула, там все есть. Мы и парковки определили.

- Мы уже проехали…

- Сейчас все это будет выправляться, ДПС начнет работать. Большое количество машин идет. Вы хоть убейте, но я же не могу теперь… Или вы хотите, чтобы я многоэтажные парковки начал строить что ли?

- Горожанам это тоже обещали…

- Да, я это обещал, - вспомнил мэр. - Закон приняли, как президент его подпишет, это все будет переводиться на платную основу. Посмотрим.

Кубанычбек Кулматов пообещал:

- Везде, где мы сейчас восстанавливаем либо реабилитируем дороги, будет предусмотрено велосипедное движение. Думаю, уже к концу месяца будет подготовлен рабочий проект по основной велосипедной трассе по городу Бишкеку, которая составит около 11 километров. Вопрос прорабатываем совместно с Ассоциацией велолюбителей. Этот проект нужен, чтобы понимать, сколько это будет стоить городу, где будем делать и как делать.

- А когда приступят к реализации? – конкретизирую.

- Сразу и будем реализовывать, предусматривать в бюджете средства. На этот год пересмотрим бюджет в сентябре. У нас же сейчас идет экономия хорошая практически на всех дорогах.

- За счет чего?

- За счет того, что экономия идет.

- Стройматериалы дорожают, так за счет чего экономим?

- Ну, я не знаю. Мы же проводим работы. Очень большие средства высвобождаются. 20-30 миллионов сомов…

В некоторых странах велодорожки отделяют от проезжей части бордюрами, чтобы хоть как-то обезопасить велосипедистов. Или же они расположены по соседству с тротуаром, но зачастую они выложены из камня или брусчатки яркого цвета, и пешеходы и велосипедисты знают, по какой дорожке им идти. Кстати, использование разноцветной брусчатки помогло бы сэкономить на краске, которая у нас постоянно стирается или «чернеет». Реализуемый же у нас проект пока не внушает доверия и не гарантирует велосипедистам безопасность. А ДПСники не торопятся штрафовать неправильно припарковавшихся автовладельцев.

- Ну, это наша культура. По идее, за желтую линию заезжать нельзя. Там должна быть свободная проезжая часть для велосипедистов, - лишь коротко сказал начальник ДПС МВД КР Сергей Дьяченко.

Он пообещал «воспитывать» автолюбителей, вести с ними разъяснительную работу.

- А штрафовать?

- …Надо посмотреть. 

Фото ИА «24.kg» и пресс-службы правительства КР

Бизнес