07:16
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95

Трасса Бишкек – аэропорт «Манас»: нарубили дров!

Знаете, чем в Кыргызстане занимаются с особой регулярностью? Вырубкой деревьев! Об этом даже просить никого не надо. Случается чаще наоборот, когда неравнодушные граждане бьют тревогу и спрашивают, законно ли очередное уничтожение многолетних зеленых насаждений.

Трасса Бишкек – Международный аэропорт «Манас» за последнее время заметно изменилась. Дорогу республиканского значения готовят к капитальному ремонту: заменили бордюры, на некоторых участках сняли верхний слой асфальта. Под удар попали и деревья. Первым делом выкопали можжевельник, растущий по центральной оси (всего 1,8 тысячи стволов). В Департаменте дорожного хозяйства Минтранса поясняли, что эта пересадка продиктована заботой о растениях. Мол, из-за отсутствия почвы растения болеют, что уже привело к гибели 100 деревьев. Да еще полив там осуществляется вручную.

Второй месяц вдоль трассы ведется активная вырубка зеленых насаждений. В пресс-службе Госэкотехинспекции ИА «24.kg» заявляли, что вырубка законна. «Есть письма от двух айыл окмоту с просьбой дать разрешение на санитарную обрезку и вырубку аварийных деревьев вдоль дороги. Всего вырубят 104 старых ствола. Все по закону», - говорили в ведомстве в начале января 2016-го.

Спустя месяц после такой санитарной обрезки дорога, по которой в Бишкек приезжают иностранные гости, правительственные делегации и главы других государств, предстала в новом виде. Такое ощущение, что пример брали с подстриженных под одну гребенку деревьев, растущих за мостом сразу при выезде из Бишкека в селе Пригородном. Такая санобрезка больше похожа на подготовку перед тем, чтобы пустить ровные стволы на лес. Проводов поблизости не видно, домостроений - тоже.

Такие коротко стриженые деревья, полностью лишенные кроны, встречаются вдоль всей трассы. Причем некоторые стволы стоят искривленные и сухие, но их убирать не стали. Зато «подровняли» стройные тополя. К вечеру их загружают на машины и увозят. Интересно, куда? Нарубленные же кучи мелкого хвороста достаются местным жителям.  

Начальник управления Госэкотехинспекции по Сокулукскому району Абдыкубат Баялинов заверяет, что за работой ведется полный контроль.

- Эта трасса – объект республиканского значения. Проводилась экологическая экспертиза проекта. Мы только ведем надзор, чтобы деревья вырубили согласно проекту. Они не обязательно аварийные. Если деревья находятся в полосе, в которой проводится застройка, их обязаны снести. Сейчас фонари расположены посередине дороги, по проекту они будут с двух сторон, для этого и расширяется трасса. Все в рамках проекта. Куда поступают и как вырубают деревья – это уже вопросы в Чуй-Бишкекское территориальное управление охраны окружающей среды (ЧБТУОС), - рассказал он ИА «24.kg».

Инспектор ЧБТУОС по Сокулукскому району Насыр Абыкеев пояснил, что контроль за вырубкой ведет Госэкотехинспекция совместно с губернатором и акимиатом.

- Каждую неделю они проезжают, все проверяют. Насчет разрешительной системы там все в порядке. Есть распоряжения губернатора, руководства акимиата и премьер-министра. Работа идет в рамках подготовки к ШОС, - добавил он.

- Можно ли у деревьев обрезать практически половину ствола?

- У карагачей можно, потом их листву можно привести в шаровидную форму. Надо смотреть по породам. Иву, к примеру, так обрезать нежелательно. Вообще это не телефонный разговор, если хотите, приезжайте к нам в контору, - закончил беседу Насыр Абыкеев.

Впрочем, ни телефонный разговор, ни личная беседа деревья, наверное, не спасет. По той же трассе есть немало наглядных примеров в виде тех же зеленых насаждений, давно «отреставрированных», но так и не пустивших ни одного нового ростка.

- Такая обрезка болезненна и губительна для деревьев. Практически они загублены. Дерево после этого не восстанавливается и в течение года, максимум двух-трех лет погибает. В дереве должна быть пропорция: какая крона, такие же должны быть и корни под почвой. Когда нет листвы, деревья вырабатывают питательные вещества и отправляют их в корни, которые медленно умирают, - говорит эксперт по экологии, кандидат биологических наук Татьяна Кострицына.

Она 18 лет проработала в ботаническом саду и знает ситуацию не понаслышке. По ее словам, подобная санитарная обрезка, когда оставляют один ствол, происходит повсеместно.

- В силу недомыслия, низкой квалификации и из личных интересов, видимо. Дерево после обрезки должно обрабатываться специальными составами (так называемым садовым варом или просто бытовой краской), чтобы не было открытой раны. Деревья тоже болеют, инфицируются. А открытая рана – источник для заболеваний.

- Некоторые говорят, что карагачи, допустим, могут покрыться «шапкой» листвы. Действительно ли это так?

- В Бишкеке по улице Льва Толстого в районе рынка «Баткен» таким же образом обрезали большие карагачи, и все они погибли. Никакой «шапки» не появилось, - отвечает Татьяна Кострицына. - Раньше были газоны, поливная система, они смогли вырасти в тех условиях. Вырубают большое, взрослое дерево, а сажают тонкий хвостик, который вряд ли приживется в нынешних условиях. Кстати, карагачевые ветки хорошо горят, и на них получается хороший шашлык. Некоторые хорошие деньги на этом хворосте делают.

- Есть и другие примеры такой обрезки деревьев, которые ничему не мешают, нет там и проводов. Смотрится это ужасно, как ампутация, как ампутированные конечности, как культи инвалидов. У меня лично складывается такое впечатление, - с грустью отмечает эколог. - Конечно, санобрезку проводить надо, но не так. Интенсивная обрезка должна сопровождаться интенсивным уходом, перекопкой, внесением удобрений, чтобы растение могло восстановить недостающие части. Но ничего этого не делается. У нас критическая зона земледелия, полупустынный климат, с поливом очень плохо. Зелени мало, тени нет, кислорода не хватает. Нарушается микроклимат. Поэтому у нас надо не вырубать зеленые насаждения, а максимально обеспечивать их поливом и удобрением, перекопкой. 

О восстановлении деревьев вдоль трассы, которая была такой живописной весной и осенью, никто из проверяющих не говорит. Вот такая трасса ждет гостей, прибывающих в Бишкек:

Фото ИА «24.kg»

Бизнес